Для занятий Фэн Юй разработала комплекс дидактических материалов: компьютерные презентации, рабочие тетради, методические рекомендации для учителя. Все задания выполнены на двух языках – русском и китайском.
Особенность методики, которую использует аспирант, заключается в том, что на уроках сочетаются приемы работы, которые характерны как для белорусской, так и для китайской методической школы. Например, в ходе работы над задачей дети применяют граф-схемы поиска решения, которые показывают, как идет размышление, рассуждение. Это белорусский опыт, который редко применяется в Китае. Метод процедурных вариаций распространен в китайской методике. Это очень занимательная вещь, фрагментарно известная белорусским учителям и ученым, но в системе она не применяется. Речь идет об исследовании уже решенной задачи, когда учащиеся выполняют преобразования задачи, меняя ее установочные данные и делая предположения, как в связи с этим изменится ответ. Вычисления в данном случае не выполняются. Таким образом стимулируется гипотетическое мышление школьников. При этом на каждом этапе работы над текстовой задачей – от анализа ее текста до исследования решения – используется прием визуализации. В традиционной белорусской методике визуальные средства, например, построение схемы, применяются, как правило, только на этапе моделирования текста задачи.
Отличительная особенность экспериментальных занятий в том, что на них в приоритете глубокая проработка одной задачи вместо «гонки» за их количеством. Причем, выполняя самые разные задания на протяжении двух-трех уроков, дети ищут различные способы решения задачи, затем внимательно исследуют алгоритмы решения, а после по китайской методике составляют аналогичные задачи с другим сюжетом, но таким же способом решения.
Обязательный завершающий компонент такой смешанной белорусско-китайской методики – рефлексия. На данном этапе дети в группах составляют интеллект-карты: на больших цветных листах формата А3 фиксируют все этапы работы над задачей, составляя схемы, заполняя таблицы, предлагая аналогичный вариант своего условия задачи. Это еще одно заимствование из китайской педагогики. Таким образом визуально подводятся итоги работы над задачей и обобщается способ ее решения. К слову, этот этап учителя начальной школы КНР любят применять начиная уже с первого класса.
Выполняя задания педагога, младшие школьники не только изучают математику, но и узнают много интересного про культуру и традиции Китая, так как в белорусской гимназии сюжеты задач связаны с Китаем, а в китайской школе – с Беларусью. Например, в поисках решения задачи о китайских фонариках юные белорусы узнают об особенностях восточного Нового года.
Параллельно такой же эксперимент проводит китайский учитель с четвероклассниками начальной школы в городе Лоян Китайской Народной Республики. Коллеги из Беларуси и Китая обмениваются материалами, фотографиями. А на заключительном этапе исследования будет сделано контрольное сравнение и проанализированы результаты проделанной работы.
Эксперимент закончится в конце учебного года, и на заключительном его этапе в двух странах педагоги продиагностируют уровень знаний детей из экспериментального и контрольного (где не проводится исследование) классов, как это было сделано на начальном этапе.
По материалам сайта https://nastgaz.by/